Специалисты подсчитали, что общая протяженность автомобильных дорог в мире достигает уже более 65 миллионов километров. Дорожная сеть опутывает всю планету – можно отправиться куда угодно. Но путешественники и не подозревают, какая огромная это индустрия – производство асфальтовых дорог.
С того времени, как была проложена первая асфальтовая дорога и до наших дней прошло двести лет, и удивительно, но даже дороги сегодня делаются на специальных заводах, называемых асфальтобетонными. Так что же такое асфальтобетонные заводы?
Немного истории
История асфальта в Европе
Несмотря на то, что завод по производству асфальта – это сравнительно недавнее достижение технологического прогресса, сам асфальт – это природное вещество, и человечество знакомо с ним уже более 5000 лет. Широко известное в мире Мертвое море некогда называлось Асфальтовым морем, из-за того, что огромные глыбы асфальта всплывали с его дна на поверхность. В последний раз такое явление наблюдалось совсем недавно – всего лишь в 60-х годах прошлого столетия. Древние римляне называли эти глыбы «иудейской смолой» и широко использовали ее в строительстве кораблей и зданий.
Опыт древних римлян был принят на вооружение в Англии, когда инженер-строитель Джон МакАдам начал применять для строительства городских дорог смесь из дробленого камня и гравия и попробовал использовать асфальт для ее пропитки. Результатом его экспериментов стала прочная и долговечная асфальтовая дорога, которую вполне можно назвать бабушкой тех дорог, по которым мы ездим сейчас. В 1820 году этой смесью начали мостить дороги по всей Европе.
История асфальта в России
Асфальт пришел в нашу страну в 1839 году, когда в экспериментальном порядке им замостили несколько улиц в Санкт-Петербурге. Император остался в восторге от нового дорожного покрытия, и дал добро на лечение асфальтом одной из старейших русских бед. Однако, несмотря даже на императорское повеление, строительство дорог в России велось не такими ударными темпами, как ожидалось. К 1876 году асфальт еле-еле «добрался» до Москвы, что не удивительно: ведь закупать его приходилось за границей.
За дело взялся архитектор Иван Федорович Буттац, прослышавший об обнаружении в Бахиловской даче Сызранского уезда больших природных залежей асфальта. Уже с 1872 года российские строители дорог использовали исключительно отечественный асфальт, а в 1873 году на берегу Волги под Сызранью заработал один из первых в мире асфальтовый завод. С этого момента дорожная промышленность начинает развиваться ударными темпами.

Что такое асфальтобетонный завод?
Асфальтобетонный завод, (АБЗ) – это основное предприятие дорожного хозяйства. Главное назначение АБЗ – это приготовление асфальтобетонных смесей различного типа, которые в итоге предназначаются для строительства и ремонта дорог.
Основные направления работы асфальтобетонного завода
Кроме основного назначения АБЗ также выполняет и многие другие технологические операции.
- Операции, направленные на приготовление смесей:
- Предварительное дозирование материалов;
- Нагрев и сушка материалов;
- Сортировка и хранение;
- Дозирование материалов, битума и минерального порошка;
- Смешивание всех компонентов в асфальтосмесителе;
- Выгрузка готовой асфальтобетонной смеси;
- Комплекс процессов по работе с каменными материалами:
- Прием, хранение и подача в бункеры;
- Дробление и сортировка крупных фракций щебня (при необходимости);
- Прием битума, его хранение, нагрев и подача в дозаторы;
- Прием минерального порошка, его хранение и подача в дозаторы;
- Прием ПАВ (поверхностно-активных веществ), их хранение, нагрев и подача в дозаторы;
- Складирование и кратковременное хранение готовой асфальтобетонной смеси.
Устройство асфальтобетонного завода
Основное оборудование
Для того, чтобы обеспечить бесперебойное выполнение всех вышеперечисленных процессов, асфальтный завод должен быть укомплектован следующим оборудованием:
- Асфальтосмесительный агрегат;
- Приемники для каменных материалов, емкости для их хранения и конвейеры для их транспортировки;
- Приемники для битума, его хранилища, оборудование для его разогрева и насосы;
- Приемные устройства для ПАВ, нагреватели и насосы, хранилища для них;
- Приемные устройства и емкости для минерального порошка и пневмосистемы для его подачи в смеситель;
- Загрузочное устройство и емкости для хранения готовой асфальтобетонной смеси;
- Дробильно-сортировочная установка (грохот) для разделения песка и щебня по фракциям;
Дополнительное оборудование
Несмотря на то, что нижеперечисленное оборудование не является основным, его наличие обязательно для полноценной работы АБЗ:
- Хранилище топлива;
- Административно-бытовые постройки;
- Электроэнергетическая установка;
- Котельная;
- Компрессорная станция;
- Водопроводная установка;
- Коммунальные сети;
- Лаборатория;
- Ремонтная мастерская;
- Склад.
При этом следует учитывать, что в некоторых случаях комплектация завода может различаться, в зависимости от необходимости выполнения различных технологических задач.
Автоматизация асфальтобетонного завода
Автоматизация АБЗ позволяет ускорить технологические процессы, наладить работу сотрудников, увеличить прибыль. Это комплекс мер, от которого зависит работа предприятия на каждом этапе, среди которых:
- Точность дозировки сырья;
- Температура минеральных материалов после обработки в сушильном барабане;
- Температура и интенсивность нагревания битума;
- Соблюдение времени перемешивания материалов в смесителе до и после добавления битума;
- Соблюдение допустимого времени хранения материалов в бункерах;
- Температура нагрева минерального порошка.
Статистика показывает, что при ручном управлении асфальтовым заводом не всегда удается соблюдать необходимую точность этих показателей. Автоматизация бетонного завода с помощью АСУ ТП SMARTABZ полностью решает эту проблему, исключая человеческий фактор.
Как АСУ ТП асфальтобетонного завода от компании ТензоТехСервис способна повысить качество получаемой смеси?
- В АСУ имеется блок контроля уровня сырья в «горячих» бункерах. Это повышает точность дозирования и исключает недостаток либо переизбыток какого-либо компонента. Весовые дозаторы материалов оснащены современными тензодатчиками ZEMIC (США), производящих взвешивание с минимальной погрешностью.
- Также в АСУ присутствует специально разработанный блок, совмещающий контроль температуры и регулировку уровня мощности горелки сушильного барабана. Благодаря ему зерна минерального материала на выходе из горелки имеют оптимальный уровень влажности, и впоследствии – оптимальную силу сцепления с битумом.
- Несоблюдение температуры битума или слишком резкий его нагрев приводят к ухудшению его вяжущих свойств. АСУ ТП SMARTABZ решает эту проблему с помощью внедренного блока контроля температуры и регулирования мощности горелки.
- Блок задатчика времени перемешивания в АСУ решает проблему несоблюдения времени «сухого» и «мокрого» перемешивания асфальтобетонной смеси.
- Функция контроля за ротацией готовой смеси обеспечивает загрузку в бункеры хранения только то количество, которое необходимо на текущую смену работы.
- Введение в смесь непрогретого минерального порошка снижает температуру и ухудшает качество всей готовой смеси. Для того, чтобы избежать подобного, в АСУ ТП внедрен специальный модуль контроля температуры минерального порошка.
Модернизация асфальтобетонных заводов и перевод на 6-фракционную систему производства
Для выпуска асфальтобетонных смесей, соответствующих новому ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные. Смеси и асфальтобетон. Технические условия», необходимо провести модернизацию асфальтобетонного завода, включая перевод на 6 фракций.
«ТензоТехСервис», одним из первых, начал проводить комплексную модернизацию АБЗ для выпуска асфальтобетонных смесей, соответствующих ГОСТ, а также осуществляет автоматизацию производственного процесса.
Специалисты "ТензоТехСервис" способны в кратчайшие сроки и с минимальными затратами произвести модернизацию уже существующего асфальтобетонного завода заказчика. В каком бы состоянии ни находилось производство клиента, благодаря накопленному опыту наши инженеры могут разработать решение для любой ситуации.
Тел. 8 (800) 222-35-76 — Мы ждем Вашего звонка!
WhatsApp: +7 962 55 36 588
Электронная почта: zakaz@tts-kazan.ru