В 2008 году на планете произошло событие, негативно повлиявшее на все отрасли мировой промышленности, - мировой финансовый кризис. Берущий истоки в несовершенстве мировой ипотечной системы и резко обрушивший рынок жилья во всех странах мира, этот кризис особенно остро отразился на строительной отрасли. Впервые за всю историю развития и строительства мир наблюдал такое сильное падение темпов производства.
К счастью, игроки рынка умеют выбираться из сложных ситуаций, и на сегодняшний день мы видим не только стабильность, но и активное увеличение строительных темпов, а, как следствие, - и рост производства строительных материалов.
Как ни удивительно, но всего лишь вторым наиболее употребляемым после воды ресурсом на земле является цемент. Его ежегодное потребление в среднем по миру составляет больше 1 тонны на человека. Он производится более чем в 150 странах мира, однако больше 70% этого производства сосредоточено на территории лишь 10 стран, в то время, как активное строительство и потребление бетона на сегодняшний день полным ходом идет практически во всех уголках земного шара. Вот почему важной задачей строительной промышленности, имеющей первостепенное экономическое значение, стала логистика цемента.
Цемент – достаточной простой вид строительного материала в плане транспортировки. Он прекрасно переносит поездки в автоцементовозах, железнодорожными путями, а также по морю. Однако, в России, ввиду ее обширной территории и плохого состояния дорог, цемент доставляется в места назначения преимущественно по железной дороге и уже от конечной остановки развозится по бетонным заводам с помощью более мобильных цементовозов. На долю ж/д транспорта приходится почти 85% перевозок цемента.
Важным промежуточным звеном между железнодорожным транспортом и автомобильным является цементный терминал, выполняющий функции как хранения внушительных объемов цемента, так и его выгрузки их вагонов-хопперов и перегрузки в автомобили.
Что представляет из себя цементный терминал?
Цементный терминал, он же склад сыпучих материалов, - это комплекс агрегатов, предназначенных для разгрузки цемента из хопперов, погрузки его в автоцементовозы и промежуточного хранения. Так как основное предназначение терминала – это обеспечить цементом близлежащие промышленные предприятия, не оборудованные собственными железнодорожными путями для снабжения, то его емкость должна быть соответствующей.
Исследования рынка показывают, что приобретение склада цемента емкостью менее 500 тонн – нецелесообразно экономически и не окупается в перспективе. Однако, обеспечить бесперебойное функционирование вместительного склада сыпучих материалов способен не каждый производитель терминалов. Разберем, что же представляют из себя цементные терминалы ТензоТехСервис.
Устройство цементного склада
Емкость для хранения цемента
Главный агрегат склада цемента, который является основополагающим при выборе, - это емкость для хранения. Еще несколько лет назад в зависимости от месторасположения склада эта емкость могла быть либо силосом, либо бункером, однако, ввиду низкой эффективности хранения склады бункерного типа утратили популярность, уступив место складам силосного типа.
Находясь в составе транспортно-цементного терминала, силос для цемента более рационален и производителен в эксплуатации. Дополнительное оборудование, которое прилагается к силосу, обеспечивает необходимые условия для хранения цемента и, таким образом, сохраняет его качество в течение всего срока службы.
Дополнительное оборудование для силоса
Перечень дополнительного оборудования, которым необходимо укомплектовать силос цементного склада, недлинен и включает в себя лишь строго необходимые комплектующие:
Фильтр для силоса
Фильтр необходим для того, чтобы не допускать утечки цемента из силоса в окружающую среду, опасность чего неизбежно возникает при заполнении силоса цементом. Цемент – высокодисперсный материал, который имеет достаточно широкую площадь распыления, поэтому при загрузке образует объемное пылевое облако. Фильтр, оборудованный картриджами из полиэстера, на 99.9% предотвращает потери цемента и заодно обеспечивает безопасность экологической обстановки в месте расположения цементного склада.
Эксперты ТензоТехСервис рекомендуют приобретать для силосов специально разработанные фильтры марки SILOTOP, обладающие площадью фильтрации в целых 14 м2 и обладающие способностью к работе при температуре от -20 до +80°С. Этот фильтр разрабатывался итальянцами специально для жестких условий работы с большими объемами цемента.
Корпус фильтра сделан из нержавеющей стали AISI 304 и служит своему обладателю долгие годы. Система очистки картриджей – пневматическая и не требует техобслуживания. Замок на крышке фильтра обеспечивает безопасность и в то же время дает быстрый доступ ко всей конструкции фильтра, что позволяет заменить фильтрующие элементы всего за пару минут.
Аварийный клапан
При заполнении силоса цементом так же неизбежно возникает разница в наружном и внутренним давлением, что может привести к повреждениям и даже к взрыву силоса. Для того, чтобы вовремя предупреждать аварийные ситуации и сбрасывать излишки внутреннего давления, силос оснащается специальным клапаном.
Датчик внутри клапана мгновенно срабатывает при изменении давления не в положительную для оборудования сторону, и механизм открывает клапан, пропуская воздух наружу. Пропускная способность этого клапана составляет 13 000 м3 в час, и эта система зарекомендовала себя по всему миру, как максимально надежный способ защиты целостности силоса.
Система аэрации силоса
Для того, чтобы цемент, как материал высокой плотности, не слипался внутри силоса, тем самым делая допустимыми утери продукта, силосы оснащаются системами аэрации. Принцип их действия един – по специальному трубопроводу в конус силоса подается воздух, просушивающий и перемешивающий цемент, вследствие чего цемент в течение всего времени хранения остается в должной кондиции. В зависимости от потребностей и возможностей клиента такая система может быть аэраторной или жиклерной. Аэраторная система более эффективна в работе, жиклерная – более экономична.
Пневмовибратор
При перегрузке цемента из силоса в цементовоз внутри силоса часто образуются пробки или своды, которые препятствуют нормальному движению материала и затрудняют процесс погрузки. Пневмовибратор, устанавливающийся на стенку силоса снаружи, препятствует образованию заторов, создавая вибрацию величиной до 600 ударов в секунду. Благодаря взрывозащищенной и влагозащищенной конструкции современные пневмовибраторы, которые используются в конструировании силосов инженерами ТензоТехСервис, не подвержены влиянию вредных факторов окружающей среды и исправно служат достаточно долгое время.
Датчики уровня
Каждый силос в цементном терминале в обязательном порядке комплектуется лопастным датчиком уровня для того, чтобы контролировать запас складских остатков.
Принцип работы датчика прост: он оснащен постоянно вращающейся лопастью, которая, увязнув в цементе, останавливается. На силосе устанавливается два датчика: один – на предельно нижней отметке уровня цемента, второй – на предельно верхней. Когда на складе производится процесс заполнения силоса, верхний датчик уровня посылает на пульт управления сигнал об остановке лопасти, и подача цемента прекращается. Когда начинает вращаться лопасть нижнего датчика, система получает сигнал о том, что силос пуст, и, значит, необходимо пополнить складской запас.
Наиболее эффективно датчики работают в интеграции с АСУ ТП, которая в автономном режиме следит за наличием цемента на складе и своевременно оповещает оператора об изменении статуса наличия.
Затвор с пневмоприводом
Эта часть конструкции – единственная, не вызывающая вопросов по необходимости ее наличия: затвор необходим для предотвращения бесконтрольного высыпания цемента из силоса на землю и для контроля отгрузки, который производится путем объединения АСУ ТП склада и пневматической системы открытия-закрытия затвора. Затвор, устанавливающийся на силос, как правило, имеет два фланца, одним из которых он крепится на выгрузное отверстие силоса, а вторым – на телескопический патрубок разгрузки.
Пневмопривод затвора срабатывает по команде системы управления и исключает излишек или недостачу продукции на складе.
Агрегат разгрузки хопперов
В зависимости от геотехнических условий обустройства цементного склада разгружать хопперы возможно тремя способами. Технические специалисты ТензоТехСервис могут разработать любой из них и проконсультировать заказчика на предмет целесообразности и эффективности конкретного способа, подходящего именно для его предприятия.
Разгрузка вагонов с обустройством приямка.
Этот способ зарекомендовал себя, как наиболее эффективный и производительный, и успешно используется на большинстве предприятий вот уже несколько десятков лет. Принцип действия такой разгрузки прост: вагон-хоппер останавливают над специально обустроенным приямком, в котором расположены специальные бункеры для приемки цемента. Дальнейший способ транспортировки цемента из приемных бункеров в силосы зависит от желания заказчика.
Разгрузка вагонов с частичным обустройством приямка.
В случае, если грунт не оставляет возможности устроить в месте выгрузки полноценный приямок, разгрузку можно обеспечить путем установки под вагонами стационарной механической системы, которая позволяет разгружать вагоны непосредственно в автоцементовозы, либо в удаленные силосы с применением так называемого «промежуточного бункера». Это довольно популярный, хотя и не слишком распространенный способ приемки цемента, который подходит для предприятий средней загруженности.
Разгрузка вагонов без обустройства приямка.
Часто случается ситуация, в которой обустройство приямка под рельсами невозможно по техническим причинам. В такой ситуации оптимальным решением может стать мобильный разгрузчик для хопперов. В основе его конструкции – винтовой конвейер (шнек), который посредством мобильной платформы, подводящейся под разгрузочный люк хоппера, принимает высыпающийся цемент и подает его в емкость хранения. Это не такой эффективный способ, как два описанных выше, однако ввиду своей низкой энергозатратности и возможности применяться на широком числе предприятий в последние годы он получил достаточно широкое распространение.
Агрегат подачи цемента в силосы
Подача цемента в силосыможет осуществляться двумя способами:
Механический
Специалисты ТензоТехСервис могут разработать для заказчика две механических системы подачи цемента на выбор – шнековую или элеваторную.
Шнек – это традиционный способ, показавший себя в деле уже давно и пользующийся популярностью за счет того, что можно располагать его под любым углом, обеспечив при этом максимальную проходимость перегружаемого материала.
Подъем цемента элеватором – это проверенный и производительный способ вертикальной транспортировки, отлично зарекомендовавший себя в применении при строительстве складов наибольшего объема хранения.
Пневматический
До недавнего времени индуктивный способ загрузки цемента в силосы был весьма распространен, однако в последние годы его с успехом вытеснил пневматический транспорт, показав, что он является самым экономичным и надежным способом заполнять силосы. Протяженность трассы подачи в случае, если силосы удалены от места разгрузки хопперов, не имеет значения, а производительность остается достаточно высокой, как на малых расстояниях, так и на больших.
Автоматизация цементных складов
ТензоТехСервис предоставляет своим клиентам уникальную возможность усовершенствовать свои склады сыпучих материалов с помощью АСУ ТП SmartStock собственной разработки. Слаженный штат программистов вложил в эту программу весь свой опыт, в результате чего на рынке пока что не существует полноценной конкуренции этому программному обеспечению.
Что же умеет АСУ ТП SmartStock?
- Автоматическое управление терминалом;
- Исключение человеческого фактора на всех этапах работы;
- Минимизация рисков остановки перегрузки цемента;
- Контроль за состоянием транспортных трасс, фильтров и прочих элементов терминала;
- Самодиагностика системы;
- Ведение журнала событий на предприятии.
В заключение
Как видно из вышеперечисленного списка оборудования, цементный склад – он же цементный терминал – это целый комплекс высокотехнологичного оборудования, подобрать которое верно, в соответствии с пожеланиями и потребностями заказчика, способен только квалифицированный специалист, имеющий за плечами солидный опыт в конструировании и организации подобных предприятий.
К счастью для отечественного рынка, инженеры ТензоТехСервис не только разбираются в оборудовании, но и привыкли решать задачи самых разных уровней сложности, ведь недаром наша компания специализируется на индивидуальных проектах.
Такой подход дает неоспоримое преимущество перед конкурентами тем нашим заказчикам, которые намереваются открыть и вести эксплуатацию цементного склада в нестандарных условиях и при нестандартном географическом расположении, ведь там, где растеряется конструктор, привыкший к типовым проектам, наш специалист будет чувствовать себя, как рыба в воде, подойдет к вопросу креативно и максимально эффективно решит все предстоящие задачи.